Социальная политика

Социальное обеспечение сотрудников

АО «ФПК» как социально ответственной компанией предлагается комплексная программа социальной поддержки сотрудников, которая представляет собой гарантию добросовестного отношения Компании к сотрудникам согласно Коллективному договору АО «ФПК». Система социальных льгот и гарантий ориентирована на закрепление, стимулирование и поддержание работоспособности сотрудников, а также на поддержание социальной стабильности в трудовых коллективах.

В 2021 году индивидуальный социальный пакет на одного сотрудника АО «ФПК» составил 46,0 тыс. руб., социальный пакет неработающего пенсионера АО «ФПК» – 5,3 тыс. руб.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и в мире, Компанией в 2021 году в полном объеме выполнены обязательства по Коллективному договору. Не допущено ни одного коллективного трудового спора. АО «ФПК» сохранило статус социально ответственного работодателя.

46 тыс. руб. индивидуальный социальный пакет на одного сотрудника АО «ФПК»
5,3 тыс. руб. социальный пакет неработающего пенсионера АО «ФПК»

Жилищная политика

В соответствии с Коллективным договором ежемесячно 484 сотрудника АО «ФПК» получают субсидию на уплату начисленных процентов по ипотечным кредитам. За 2021 год 17 сотрудников Компании получили безвозмездные субсидии в период выплаты задолженности по приобретенному или построенному жилью. Всего на реализацию жилищной политики за отчетный период израсходовано 51,3 млн руб.

Санаторно-курортное оздоровление

В Компании действует Программа по оздоровлению персонала, которая направлена на создание условий для полноценного отдыха и лечения и, как следствие, на повышение работоспособности сотрудников.

Сотрудникам, неработающим пенсионерам и членам их семей за 2021 год было реализовано 1 746 путевок, из них:

  • 1 088 – по централизованным договорам, приоритетно в санаторно-курортные учреждения материнской компании;
  • 658 – по договорам филиалов в местные и прочие санаторно-оздоровительные учреждения.

В целях предупреждения развития заболеваний и сокращения роста заболеваемости персонала поездных бригад во II полугодии 2021 года реализован пилотный проект оздоровления по краткосрочным профилактическим программам в Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном филиалах. В рамках пилотного проекта осуществлялось оздоровление сотрудников в возрасте старше 35 лет, нуждающихся в профилактическом оздоровлении (по результатам медицинских осмотров). По итогам пилотного проекта оздоровление прошли 214 сотрудников, из них 183 проводника пассажирских вагонов, 21 начальник пассажирских поездов и 10 поездных электромехаников. С 2022 года решено внедрить комплексные профилактические программы на постоянной основе во всех филиалах АО «ФПК».

Компания уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей сотрудников, профилактике детской заболеваемости, созданию условий для полноценного отдыха и занятости детей в летний период. В 2021 году выделены путевки детям сотрудников в количестве 1 252 шт., из них:

  • 926 – в детские оздоровительные учреждения Дирекций социальной сферы;
  • 326 – в прочие детские оздоровительные учреждения.

Борьба с распространением COVID-19

В 2021 году АО «ФПК», как и другие компании России и всего мира, продолжило борьбу с COVID-19. В Компании проделана огромная работа по адаптации к новым реалиям и сегодня можно уверенно заявить, что в условиях пандемии АО «ФПК» были приняты все необходимые меры для поддержки наших сотрудников.

За 2021 год в АО «ФПК» вакцинировано против новой коронавирусной инфекции 43 425 человек (или 85,6 % от списочной численности), в том числе сотрудников поездных бригад – 24 771 человек (84,5 % от списочной численности), билетных кассиров – 3 027 человек (88,3 % от списочной численности). Вместе с тем в АО «ФПК» организована кампания по ревакцинации сотрудников против COVID-19. На сегодняшний день ревакцинировано более 4 тыс. сотрудников.

Компания всецело помогает и поддерживает свой коллектив в условиях пандемии и принимает меры для борьбы с распространением инфекции:

  • в подразделениях АО «ФПК» установлен контроль за состоянием здоровья сотрудников;
  • осуществляется ежедневная термометрия сотрудников перед допуском на рабочие места и в течение рабочего дня;
  • в офисе аппарата управления АО «ФПК» установлена видеосистема массового мониторинга температуры тела, а также 38 обеззараживателей воздуха;
  • в филиалах АО «ФПК» установлены 140 обеззараживателей воздуха;
  • сотрудники, задействованные в обслуживании пассажиров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными нормами;
  • осуществляется мониторинг заболеваемости гриппом, ОРВИ, COVID-19 и внебольничной пневмонией;
  • увеличена частота уборки и дезинфекции служебных помещений;
  • во всех пассажирских поездах усилен дезинфекционный режим за счет применения при санитарной уборке помещений вагонов активных в отношении вирусов дезинфицирующих средств и увеличения кратности уборки;
  • в кладовых помещениях структурных подразделений филиалов АО «ФПК» обеспечен неснижаемый запас указанных дезинфицирующих средств;
  • обеспечен контроль за эффективной работой систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах (помещения, подвижной состав);
  • в пассажирских вагонах, находящихся в пути следования, обеспечена исправная работа установок обеззараживания воздуха, установлен контроль за своевременной заменой отработавших срок бактерицидных ламп;
  • в Компании применяется дистанционный режим работы.

В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, стимулирования к вакцинации сотрудников АО «ФПК» против COVID-19, а также формирования коллективного иммунитета в Компании утверждено распоряжение «О предоставлении отдельным категориям работников АО «ФПК», прошедшим полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, дополнительного оплачиваемого дня отпуска».

Сотрудники Компании ознакомлены с рекомендациями по предупреждению заболевания коронавирусной инфекцией. Информационно-разъяснительные мероприятия включают в себя проведение разъяснительной работы с персоналом, размещение памяток и объявлений с указанием основных симптомов новой коронавирусной инфекции и порядка действий, размещение курсов в системе дистанционного обучения материнской компании. Сотрудники проинформированы о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Забота о профессиональном здоровье

Забота о профессиональном здоровье персонала была и остается важной задачей Компании. Особенную значимость данная работа приобрела в период пандемии.

Психологи структурных подразделений филиалов АО «ФПК» обеспечивали работу комнат психологической разгрузки с учетом всех принятых мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.

В 2021 году проведено более 2 тыс. сеансов в комнатах психологической разгрузки. Кроме того, с целью развития навыков саморегуляции проводятся занятия по стресс-менеджменту.

Награды

В течение 2021 года за достигнутые трудовые успехи и добросовестный труд наградами отмечены 1 954 сотрудника АО «ФПК», в том числе:

  • государственными наградами Российской Федерации – 1 человек;
  • наградами Министерства транспорта Российской Федерации – 154 человека;
  • наградами материнской компании – 749 человек;
  • наградами АО «ФПК» – 1 050 человек.

Корпоративная пенсионная система

Корпоративная пенсия включена в социальный пакет сотрудника Компании.

Более 17 тыс. сотрудников являются участниками пенсионных программ в НПФ «Благосостояние».

Согласно принципу паритетного финансирования негосударственного пенсионного обеспечения АО «ФПК» ежемесячно уплачивает пенсионные взносы в пользу каждого участника до установления ему корпоративной пенсии и дополнительные пенсионные взносы при назначении корпоративной пенсии.

Социальная поддержка неработающих пенсионеров АО «ФПК»

Компания оказывает всемерную поддержку своим ветеранам. В 2021 году приняты нормативные документы «О комнатах трудовой доблести и боевой славы» и «Об утверждении Перечня значимых событий в истории филиалов и их структурных подразделений». В целях поддержки неработающих пенсионеров увеличена ежемесячная выплата хранителям комнат трудовой доблести и боевой славы до общехолдинговой ставки.

В настоящее время на учете состоят более 54 тыс. неработающих пенсионеров.

Особое внимание уделяется железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

Неработающим пенсионерам, проработавшим в Компании более 20 лет, производится оплата изготовления и ремонта зубных протезов, оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения материнской компании, предоставляется право бесплатного проезда в поездах пригородного сообщения и дальнего следования, обеспечивается санаторно-курортное оздоровление.

Реконструкция комнаты трудовой доблести и боевой славы в Пассажирском вагонном депо Челябинск Уральского филиала

С целью сохранения в АО «ФПК» исторического наследия пассажирского комплекса железных дорог, нравственного воспитания подрастающего поколения железнодорожников в духе уважения к традициям АО «ФПК» в рекордно сжатые сроки произведен капитальный ремонт комнаты трудовой доблести и боевой славы в Пассажирском вагонном депо Челябинск Уральского филиала. 24 декабря 2021 г. состоялось торжественное открытие с участием Генерального директора АО «ФПК» В. Г. Пястолова.

Диалог с персоналом

Традиционно в АО «ФПК» поддерживается непрерывный диалог с персоналом. Ежегодные корпоративные исследования помогают проанализировать настроение в коллективах Компании, определить резервы повышения эффективности работы и получить необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Проведен Единый опрос вовлеченности персонала АО «ФПК»: своим мнением поделились более 15 тыс. сотрудников всех категорий должностей. Эффективность принимаемых по итогам опросов мер подтверждается ростом удовлетворенности сотрудников отдельными факторами трудовой жизни в среднем на 5 %. Так, в наибольшей степени сотрудники Компании удовлетворены системой информирования (91 %), взаимодействием с непосредственным руководителем (88 %) и соблюдением этических норм (86 %).

В 2021 году в рамках коммуникационной кампании проведена Прямая линия Генерального директора АО «ФПК» с сотрудниками резервов проводников пассажирских вагонов. При подготовке к мероприятию получено более 3,8 тыс. вопросов, ответы на наиболее актуальные из которых были даны в ходе онлайн-встречи. Помимо этого, в целях повышения информированности персонала поездных бригад проведены прямые линии руководителей филиалов АО «ФПК» с сотрудниками.

Кодекс деловой этики

С целью закрепления единых корпоративных ценностей, норм и правил поведения персонала, направленных на обеспечение осознания сотрудниками своей роли в реализации миссии Компании, повышение прибыльности, успешности и эффективности деятельности, решением Совета директоров в 2015 году утвержден Кодекс деловой этики АО «ФПК» (далее – Кодекс). Определенные в нем основные этические принципы обязательны для всех сотрудников Компании.

Основные этические принципы АО «ФПК»
Ставить на первое место человека 1

Для нас люди – главный актив Компании. Все, что делает АО «ФПК», делается для удобства и блага конкретного человека – пассажира, клиента, сотрудника.

Работа на совесть 2

Это значит точно и старательно выполнять свои должностные обязанности, всегда быть внимательным и предупредительным с пассажирами и клиентами, соблюдать принятые на себя деловые обязательства, выполнять принятые планы, нетерпимо относиться к коррупции во всех ее формах, оправдывать высокую честь быть сотрудником АО «ФПК».

Гордиться званием сотрудника АО «ФПК» 3

Каждый сотрудник АО «ФПК» гордится, что ему выпала честь работать в компании с уникальной историей, богатыми традициями и масштабными планами. Наш долг – уважать традиции и уважать ветеранов отрасли, поддерживать и приумножать репутацию АО «ФПК» как динамично развивающейся общенациональной пассажирской компании.

Воспринимать себя частью целого 4

Быть частью коллектива – значит внимательно и честно относиться к коллегам, руководителям, подчиненным и ставить интересы коллектива и АО «ФПК» выше частных интересов. Наша сила – в доверии друг к другу, в слаженной совместной работе.

Опираться на мастерство 5

Это значит развивать профессионализм, мастерство, передавать опыт молодым сотрудникам и принимать накопленный поколениями опыт, творчески использовать его в работе для повышения уровня удовлетворенности пассажиров, клиентов и достижения положительного результата своего труда.

Ориентироваться на результат 6

Следуя этому принципу, мы помним, что результаты нашей работы всегда конкретны и проявляются в увеличении прибыли АО «ФПК», в реализации новых проектов, удовлетворенности пассажиров и клиентов, доверии людей.

Принимать взвешенные решения 7

Понимая, что наши решения могут коснуться интересов многих граждан и организаций, мы принимаем только взвешенные решения. Все решения мы принимаем, руководствуясь принципом приоритета безопасности и минимизации рисков, а также экономической целесообразности и соблюдения коммерческих интересов АО «ФПК».

Соблюдать коммерческие интересы АО «ФПК» 8

Мы развиваем культуру непрерывных улучшений, зарабатываем и экономим деньги там, где это не противоречит законам и этике, не наносит ущерба качеству и безопасности.

Быть лидером 9

Поддерживая репутацию АО «ФПК», сотрудники должны поступать по-лидерски: мы ведем за собой, не боимся перемен, служим примером коллегам и тем, кто не является членом коллектива АО «ФПК».

Стремиться к новому 10

Мы всегда стремимся к совершенству, находим возможности для достижения более эффективного результата, внедрения инноваций, получения новых знаний, профессионального и личностного саморазвития. Внедрение нового – залог роста и процветания АО «ФПК».

Для выстраивания системной работы, в том числе для контроля за исполнением сотрудниками положений Кодекса, назначены уполномоченный по вопросам деловой этики в АО «ФПК» и ответственные по вопросам деловой этики в филиалах Компании, а также сформированы комиссии по вопросам деловой этики на уровне аппарата управления АО «ФПК» и его филиалов.

На постоянной основе осуществляется мониторинг нарушений сотрудниками норм и правил, установленных Кодексом. В целях совершенствования работы по внедрению этических норм и правил в повседневную деятельность в 2021 году актуализирована нормативная правовая база, связанная с Кодексом.

Инициативы АО «ФПК» в области корпоративной и социальной ответственности