Социальная политика
Социальное обеспечение сотрудников
АО «ФПК» как социально ответственной компанией предлагается комплексная программа социальной поддержки сотрудников, которая представляет собой гарантию добросовестного отношения Компании к сотрудникам согласно Коллективному договору АО «ФПК». Система социальных льгот и гарантий ориентирована на закрепление, стимулирование и поддержание работоспособности сотрудников, а также на поддержание социальной стабильности в трудовых коллективах.
В 2021 году индивидуальный социальный пакет на одного сотрудника АО «ФПК» составил 46,0 тыс. руб., социальный пакет неработающего пенсионера АО «ФПК» – 5,3 тыс. руб.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и в мире, Компанией в 2021 году в полном объеме выполнены обязательства по Коллективному договору. Не допущено ни одного коллективного трудового спора. АО «ФПК» сохранило статус социально ответственного работодателя.
Жилищная политика
В соответствии с Коллективным договором ежемесячно 484 сотрудника АО «ФПК» получают субсидию на уплату начисленных процентов по ипотечным кредитам. За 2021 год 17 сотрудников Компании получили безвозмездные субсидии в период выплаты задолженности по приобретенному или построенному жилью. Всего на реализацию жилищной политики за отчетный период израсходовано 51,3 млн руб.
Санаторно-курортное оздоровление
В Компании действует Программа по оздоровлению персонала, которая направлена на создание условий для полноценного отдыха и лечения и, как следствие, на повышение работоспособности сотрудников.
Сотрудникам, неработающим пенсионерам и членам их семей за 2021 год было реализовано 1 746 путевок, из них:
- 1 088 – по централизованным договорам, приоритетно в санаторно-курортные учреждения материнской компании;
- 658 – по договорам филиалов в местные и прочие санаторно-оздоровительные учреждения.
В целях предупреждения развития заболеваний и сокращения роста заболеваемости персонала поездных бригад во II полугодии 2021 года реализован пилотный проект оздоровления по краткосрочным профилактическим программам в Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Дальневосточном филиалах. В рамках пилотного проекта осуществлялось оздоровление сотрудников в возрасте старше 35 лет, нуждающихся в профилактическом оздоровлении (по результатам медицинских осмотров). По итогам пилотного проекта оздоровление прошли 214 сотрудников, из них 183 проводника пассажирских вагонов, 21 начальник пассажирских поездов и 10 поездных электромехаников. С 2022 года решено внедрить комплексные профилактические программы на постоянной основе во всех филиалах АО «ФПК».
Компания уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей сотрудников, профилактике детской заболеваемости, созданию условий для полноценного отдыха и занятости детей в летний период. В 2021 году выделены путевки детям сотрудников в количестве 1 252 шт., из них:
- 926 – в детские оздоровительные учреждения Дирекций социальной сферы;
- 326 – в прочие детские оздоровительные учреждения.
Борьба с распространением COVID-19
В 2021 году АО «ФПК», как и другие компании России и всего мира, продолжило борьбу с COVID-19. В Компании проделана огромная работа по адаптации к новым реалиям и сегодня можно уверенно заявить, что в условиях пандемии АО «ФПК» были приняты все необходимые меры для поддержки наших сотрудников.
За 2021 год в АО «ФПК» вакцинировано против новой коронавирусной инфекции 43 425 человек (или 85,6 % от списочной численности), в том числе сотрудников поездных бригад – 24 771 человек (84,5 % от списочной численности), билетных кассиров – 3 027 человек (88,3 % от списочной численности). Вместе с тем в АО «ФПК» организована кампания по ревакцинации сотрудников против COVID-19. На сегодняшний день ревакцинировано более 4 тыс. сотрудников.
Компания всецело помогает и поддерживает свой коллектив в условиях пандемии и принимает меры для борьбы с распространением инфекции:
- в подразделениях АО «ФПК» установлен контроль за состоянием здоровья сотрудников;
- осуществляется ежедневная термометрия сотрудников перед допуском на рабочие места и в течение рабочего дня;
- в офисе аппарата управления АО «ФПК» установлена видеосистема массового мониторинга температуры тела, а также 38 обеззараживателей воздуха;
- в филиалах АО «ФПК» установлены 140 обеззараживателей воздуха;
- сотрудники, задействованные в обслуживании пассажиров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными нормами;
- осуществляется мониторинг заболеваемости гриппом, ОРВИ, COVID-19 и внебольничной пневмонией;
- увеличена частота уборки и дезинфекции служебных помещений;
- во всех пассажирских поездах усилен дезинфекционный режим за счет применения при санитарной уборке помещений вагонов активных в отношении вирусов дезинфицирующих средств и увеличения кратности уборки;
- в кладовых помещениях структурных подразделений филиалов АО «ФПК» обеспечен неснижаемый запас указанных дезинфицирующих средств;
- обеспечен контроль за эффективной работой систем вентиляции и кондиционирования воздуха на объектах (помещения, подвижной состав);
- в пассажирских вагонах, находящихся в пути следования, обеспечена исправная работа установок обеззараживания воздуха, установлен контроль за своевременной заменой отработавших срок бактерицидных ламп;
- в Компании применяется дистанционный режим работы.
В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, стимулирования к вакцинации сотрудников АО «ФПК» против COVID-19, а также формирования коллективного иммунитета в Компании утверждено распоряжение «О предоставлении отдельным категориям работников АО «ФПК», прошедшим полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, дополнительного оплачиваемого дня отпуска».
Сотрудники Компании ознакомлены с рекомендациями по предупреждению заболевания коронавирусной инфекцией. Информационно-разъяснительные мероприятия включают в себя проведение разъяснительной работы с персоналом, размещение памяток и объявлений с указанием основных симптомов новой коронавирусной инфекции и порядка действий, размещение курсов в системе дистанционного обучения материнской компании. Сотрудники проинформированы о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Забота о профессиональном здоровье
Забота о профессиональном здоровье персонала была и остается важной задачей Компании. Особенную значимость данная работа приобрела в период пандемии.
Психологи структурных подразделений филиалов АО «ФПК» обеспечивали работу комнат психологической разгрузки с учетом всех принятых мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.
В 2021 году проведено более 2 тыс. сеансов в комнатах психологической разгрузки. Кроме того, с целью развития навыков саморегуляции проводятся занятия по стресс-менеджменту.
Награды
В течение 2021 года за достигнутые трудовые успехи и добросовестный труд наградами отмечены 1 954 сотрудника АО «ФПК», в том числе:
- государственными наградами Российской Федерации – 1 человек;
- наградами Министерства транспорта Российской Федерации – 154 человека;
- наградами материнской компании – 749 человек;
- наградами АО «ФПК» – 1 050 человек.
Корпоративная пенсионная система
Корпоративная пенсия включена в социальный пакет сотрудника Компании.
Более 17 тыс. сотрудников являются участниками пенсионных программ в НПФ «Благосостояние».
Согласно принципу паритетного финансирования негосударственного пенсионного обеспечения АО «ФПК» ежемесячно уплачивает пенсионные взносы в пользу каждого участника до установления ему корпоративной пенсии и дополнительные пенсионные взносы при назначении корпоративной пенсии.
Социальная поддержка неработающих пенсионеров АО «ФПК»
Компания оказывает всемерную поддержку своим ветеранам. В 2021 году приняты нормативные документы «О комнатах трудовой доблести и боевой славы» и «Об утверждении Перечня значимых событий в истории филиалов и их структурных подразделений». В целях поддержки неработающих пенсионеров увеличена ежемесячная выплата хранителям комнат трудовой доблести и боевой славы до общехолдинговой ставки.
В настоящее время на учете состоят более 54 тыс. неработающих пенсионеров.
Особое внимание уделяется железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
Неработающим пенсионерам, проработавшим в Компании более 20 лет, производится оплата изготовления и ремонта зубных протезов, оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения материнской компании, предоставляется право бесплатного проезда в поездах пригородного сообщения и дальнего следования, обеспечивается санаторно-курортное оздоровление.
Реконструкция комнаты трудовой доблести и боевой славы в Пассажирском вагонном депо Челябинск Уральского филиала
С целью сохранения в АО «ФПК» исторического наследия пассажирского комплекса железных дорог, нравственного воспитания подрастающего поколения железнодорожников в духе уважения к традициям АО «ФПК» в рекордно сжатые сроки произведен капитальный ремонт комнаты трудовой доблести и боевой славы в Пассажирском вагонном депо Челябинск Уральского филиала. 24 декабря 2021 г. состоялось торжественное открытие с участием Генерального директора АО «ФПК» В. Г. Пястолова.
Диалог с персоналом
Традиционно в АО «ФПК» поддерживается непрерывный диалог с персоналом. Ежегодные корпоративные исследования помогают проанализировать настроение в коллективах Компании, определить резервы повышения эффективности работы и получить необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Проведен Единый опрос вовлеченности персонала АО «ФПК»: своим мнением поделились более 15 тыс. сотрудников всех категорий должностей. Эффективность принимаемых по итогам опросов мер подтверждается ростом удовлетворенности сотрудников отдельными факторами трудовой жизни в среднем на 5 %. Так, в наибольшей степени сотрудники Компании удовлетворены системой информирования (91 %), взаимодействием с непосредственным руководителем (88 %) и соблюдением этических норм (86 %).
В 2021 году в рамках коммуникационной кампании проведена Прямая линия Генерального директора АО «ФПК» с сотрудниками резервов проводников пассажирских вагонов. При подготовке к мероприятию получено более 3,8 тыс. вопросов, ответы на наиболее актуальные из которых были даны в ходе онлайн-встречи. Помимо этого, в целях повышения информированности персонала поездных бригад проведены прямые линии руководителей филиалов АО «ФПК» с сотрудниками.
Кодекс деловой этики
С целью закрепления единых корпоративных ценностей, норм и правил поведения персонала, направленных на обеспечение осознания сотрудниками своей роли в реализации миссии Компании, повышение прибыльности, успешности и эффективности деятельности, решением Совета директоров в 2015 году утвержден Кодекс деловой этики АО «ФПК» (далее – Кодекс). Определенные в нем основные этические принципы обязательны для всех сотрудников Компании.
Для выстраивания системной работы, в том числе для контроля за исполнением сотрудниками положений Кодекса, назначены уполномоченный по вопросам деловой этики в АО «ФПК» и ответственные по вопросам деловой этики в филиалах Компании, а также сформированы комиссии по вопросам деловой этики на уровне аппарата управления АО «ФПК» и его филиалов.
На постоянной основе осуществляется мониторинг нарушений сотрудниками норм и правил, установленных Кодексом. В целях совершенствования работы по внедрению этических норм и правил в повседневную деятельность в 2021 году актуализирована нормативная правовая база, связанная с Кодексом.