Обзор рынка
Макроэкономическое окружение
Показатель | 2021 |
---|---|
| 104,6 |
Индекс потребительских цен | 106,7 |
Инвестиции в основной капитал За девять месяцев 2021 года к показателю за девять месяцев 2020 года. | 107,6 |
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря) | 4,3 |
Оборот розничной торговли | 107,3 |
Объем платных услуг населению | 117,6 |
Начиная с апреля 2021 года на динамику основных макроэкономических показателей влияет низкая база соответствующих месяцев прошлого года, сформированная в связи с ограничениями, направленными на борьбу с распространением коронавируса.
По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, за 12 месяцев 2021 года ВВП вырос на 4,6 % к соответствующему периоду 2020 года.
За 2021 год индекс потребительских цен составил 106,7 % (годом ранее этот показатель составил 103,4 %), уровень оборота розничной торговли достиг 107,3 %, объем платных услуг населению – 117,6 %.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь – ноябрь 2021 года выросла на 9,5 % по сравнению с соответствующим периодом 2020 года, и на ноябрь 2021 года она составила 55 639 руб.
В декабре 2021 года 4,3 % рабочей силы (без исключения сезонного фактора), или 3,2 млн человек, классифицировались как безработные.
Российский транспортный рынок
Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы произошло существенное развитие конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.
В 2021 году в связи с мероприятиями, проводимыми в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, были наложены ограничения на условия перевозок пассажиров, сказавшиеся на показателях работы всех видов транспорта. Кроме того, на транспортную подвижность населения повлияли снижение платежеспособности пассажиров и значительный рост индекса потребительских цен.
Перевозчик | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|
АО «ФПК» | 35,5 | 27,7 | 26,0 |
Дирекция скоростного сообщения | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
ЗАО «ТКС» | 0,4 | 0,3 | 0,0 |
«Гранд Сервис Экспресс» | 0,1 | 1,0 | 1,2 |
Другие | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СЕГМЕНТ, ВСЕГО | 38,68 | 31,24 | 29,14 |
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в 2021 году динамика пассажирооборота на воздушном транспорте во внутригосударственном сообщении составила 122,9 % по сравнению с 2019 годом.
Доля пассажирооборота железнодорожного транспорта снизилась с 31,2 % за 12 месяцев 2020 года до 29,1 % за 12 месяцев 2021 года (для сравнения: доля железнодорожного транспорта в 2019 году составляла 38,7 %), что обусловлено опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении ввиду переориентации на внутренний рынок.
В условиях ограничений на международные перелеты, на фоне роста внутреннего туризма значительно снижены цены на перелеты, увеличена частота авиарейсов и расширена маршрутная сеть за счет перераспределения бортов с международных на внутренние маршруты (в том числе с югом страны). Помимо этого, использование населением выданных в прошлом году авиакомпаниями ваучеров является одним из драйверов опережающего роста воздушных перевозок.
При этом средняя дальность перевозок во внутригосударственном сообщении поездами АО «ФПК» за 12 месяцев 2021 года сократилась на 6,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 829 км, что привело к отставанию динамики пассажирооборота (74,6 %) от динамики количества отправленных пассажиров (79,6 %). На изменение объемов перевозок в 2021 году также повлияло снижение транспортной активности аудитории старше 60 лет (до 71,7 %) к 12 месяцам 2019 года, и перевозок организованных групп детей (до 50,4 %) с начала года к аналогичному периоду 2019 года (по состоянию на 12 сентября 2021 года).
На сегодняшний день АО «ФПК» является лидером на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, однако наблюдается рост внутренней конкуренции.
Доля АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении среди российских железнодорожных перевозчиков за 12 месяцев 2021 года составила 89,1 %, что на 0,3 п. п. выше уровня 2020 года
Международный транспортный рынок
В марте 2020 года в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по согласованию с иностранными железнодорожными администрациями приостановлено курсирование всех международных пассажирских поездов.
До введения ограничений в 2020 году АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.
В 2021 году АО «ФПК» обеспечивало перевозки пассажиров между следующими странами:
- Российская Федерация и Республика Беларусь. Объем перевезенных пассажиров за 2021 год составил 1 427,5 тыс., что на 387,9 % выше показателя 2020 года;
- Российская Федерация и Республика Абхазия. В 2021 году перевезено 311,7 тыс. пассажиров, что на 430,7 % выше уровня 2020 года;
- Российская Федерация и Республика Узбекистан. Объем перевезенных пассажиров (вывозные рейсы разового назначения) за 2021 год составил 11,1 тыс. – на 91 % меньше, чем в 2020 году.
По итогам 2021 года динамика объемов перевозок в международном сообщении составила 142,5 % к уровню 2020 года, из них в сообщении со странами СНГ и Балтии – 141,3 %, с Абхазией – 430,7 %. В сообщении со странами дальнего зарубежья поезда в 2021 году не курсировали.