Инвестиционная деятельность

Инвестиционная политика Компании является элементом реализации Стратегии развития, определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.

Инвестиционная программа АО «ФПК» на 2021–2023 годы утверждена решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол от 2 апреля 2021 г. № 21). По итогам работы Компании за I полугодие 2021 года Инвестиционная программа скорректирована и утверждена решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол от 24 декабря 2021 г. № 10).

Учитывая, что подвижной состав для АО «ФПК» является основным средством производства, его обновление производится ежегодно для обеспечения бесперебойности производственной деятельности.

Основная доля инвестиций АО «ФПК» (92 %) в 2022–2024 годах, как и прежде, будет направлена на обновление пассажирского подвижного состава (51,9 млрд руб. — на приобретение новых пассажирских вагонов и 17,1 млрд руб. — на модернизацию пассажирского подвижного состава).

Инвестиционная программа АО «ФПК» на 2022–2024 годы предварительно утверждена решением Совета директоров Компании (протокол от 30 декабря 2021 г. № 11).

Инвестиции и их ранжирование

Проекты ранжируются по пяти типам:

  • долгосрочные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
  • экономически эффективные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
  • технологические и социальные проекты.

Проектам присваивается ранг от 0 до 100. Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в Инвестиционную программу.

Структура инвестиций

Основная доля инвестиций АО «ФПК» (33,9 млрд руб., или 97,4 %) в 2021 году была направлена на обновление пассажирского подвижного состава: приобретение новых пассажирских вагонов (26,2 млрд руб.) и модернизацию пассажирского подвижного состава (7,7 млрд руб.).

Остальные инвестиции в размере 0,9 млрд руб., или 2,6 %, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Структура инвестиционной программымлрд руб.

Показатель

2019

2020

2021

Изменение 2021/2020

Приобретение подвижного состава

30,7

34,2

26,2

—8,0

Модернизация подвижного состава

11,2

11,1

7,7

—3,4

Обновление деповского хозяйства

1,1

0,6

0,6

— 

Развитие информационных технологий

0,4

0,3

0,2

—0,1

Прочие проекты

0,3

0,1

0,1

— 

ИТОГО

43,7

46,3

34,8

—11,5

Обновление пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2021 году — 26,2 млрд руб.:

  • на приобретение новых пассажирских вагонов — 26,2 млрд руб., в том числе:
    • 346 одноэтажных вагонов нового модельного ряда «2019»,
    • 66 двухэтажных вагонов нового модельного ряда «2020»,
    • 24 двухэтажных вагона модельного ряда «2018»;
  • на модернизацию пассажирского подвижного состава — 7,7 млрд руб.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

При формировании программы приобретения вагонов установлены приоритеты в закупке подвижного состава для компенсации выбытия вагонов по сроку службы и обновления вагонов в поездах, генерирующих прибыль. Для реализации этой цели в 2021 году закуплено 346 одноэтажных вагонов (16,4 млрд руб.).

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, были приобретены 90 двухэтажных вагонов на сумму 9,8 млрд руб. для организации курсирования поездов по маршрутам Москва — Самара/Оренбург, Москва — Казань, Москва — Адлер, Москва — Чебоксары, Москва — Йошкар-Ола, Москва — Ульяновск.

Модернизация пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2021 году — 7,7 млрд руб.

Основная доля этих инвестиций (7,4 млрд руб., или 96,1 %) направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта (КВР) с продлением срока службы 183 вагонов и капитального ремонта в объеме КР-2 — 494 вагонов.

Обновление деповского хозяйства

Инвестиционные затраты в 2021 году — 0,6 млрд руб.

Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:

  • реконструкция производственных мощностей — 0,4 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо, — 0,2 млрд руб.

Развитие информационных технологий

Инвестиционные затраты в 2021 году — 0,2 млрд руб.

Основные направления инвестирования:

  • разработка системы, автоматизирующей процесс сбора, обработки, хранения и анализа обращений граждан;
  • поставка сетевого, серверного и периферийного оборудования.

Прочие проекты

Инвестиционные затраты в 2021 году — 0,1 млрд руб.

Основные направления инвестирования: приобретение оборудования для обеспечения транспортной безопасности, создание конструкторской документации и др.

Приоритетные инвестиции

Инвестиции в клиенто­ориентированность

На повышение качества своих услуг Компания израсходовала в 2021 году 30,8 млрд руб., в том числе:

  • на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (приобретены 436 новых пассажирских вагонов) — 26,2 млрд руб.;
  • капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (183 единицы) — 4,6 млрд руб.

Кроме того, на внедрение новых информационных технологий израсходовано 0,2 млрд руб.

Вложения в безопасность

На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2021 году направлено 0,4 млрд руб.:

  • на замену оборудования, выбывающего по истечении срока службы, — 0,2 млрд руб.;
  • на установку на пассажирские вагоны при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм — 0,2 млрд руб.

Модернизация основных фондов

Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» на реконструкцию и модернизацию основных фондов в 2021 году направлено 0,4 млрд руб.

Источники финансирования

Источниками финансирования Инвестиционной программы за 2021 год являлись:

  • собственные средства (амортизация) — 5,0 млрд руб.
  • привлеченные средства — 29,8 млрд руб. (в том числе средства от эмиссии акций — 15,0 млрд руб., кредиты банков — 10,0 млрд руб., изменение оборотного капитала — 4,8 млрд руб.).
Проводник